(1)В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка одной картины — пейзажа А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (2)Днепр, величавый, широкий, переливался под луной, будто атласная ткань или жидкое серебро. (3)На берегу в сладостной полудрёме стояли крытые соломой, посеребрённые лунным светом белёные хатки. (4)Ночное небо, затканное мерцающими облаками, завораживало бесконечностью, бездонностью тишины. (5)Иван Николаевич Крамской так описывал своё впечатление от этой картины: «Мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее...»
(1)Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого. (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) Однако промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения тоже изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».
(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
(1)Животные для достижения вполне определённых целей используют различные приспособления. (2)Так, шимпанзе, если требуется разбить орех, не просто стучит им обо что попало, а сооружает из камней своеобразную наковальню с горизонтальной поверхностью, а другим камнем, как молотком, раскалывает скорлупу. (3)И не только у человекообразных обезьян была замечена такая разумная деятельность: выдры, например, тоже используют камни, чтобы разбивать ими раковины моллюсков. (4) Но деятельность «человека умелого» принципиально отличалась от деятельности животных тем, что он не просто использовал попавшиеся под руку камни, а сознательно придавал им подходящую, особенную форму.
(1)Сегодня все знают, что «человек произошёл от обезьяны». (2)Эта фраза, конечно, не верна, если подразумевается обезьяна, какой мы её представляем — шимпанзе, горилла или тем более макака. (3)И всё-таки эта фраза абсолютно верна, потому что древнее животное, от которого произошли люди (а также, кстати, современные обезьяны), действительно иначе, как обезьяной, не назовёшь. (4)Но только слово это не несёт в себе пренебрежительного оттенка, какой мы невольно вкладываем в него. (5)Наоборот, мы должны низко поклониться Природе за то, что она соизволила создать такое существо, как первобытная обезьяна.
(1)При князе Владимире Мономахе на Руси воцарился мир. (2)Где авторитетом, где «вооружённой рукой», князь вынуждал притихнуть удельных князей. (3)Он был человеком своего времени и прославился как мужественный воин, не раз смотревший в глаза смерти. (4)Даже столетие спустя о нём вспоминали как о сказочном могучем властелине. (5)Впрочем, при этом Мономах оставался умелым, гибким политиком: силой подавляя непримиримых ханов, он дружил с миролюбивыми половцами и даже женил одного из своих сыновей Юрия (Долгорукого) на дочери союзного половецкого хана Боняка.
(1)Происхождение русского слова «добродетель» очевидно: доброе дело, деяние добра. (2)Слово «добродетель» может выступать как обобщающее понятие, тождественное морали: «добродетельный человек» — то же, что «высоконравственный человек», соответственно «порочный» — то же, что «безнравственный». (3)Такое словоупотребление означает одно: человек либо морален, либо нет, т.е. человек либо добродетелен, либо порочен. (4)Слово «добродетель» может иметь и более узкое толкование, обозначая одно из конкретных моральных качеств (честность, щедрость, великодушие и т.д.). (5)И в одном, и в другом значениях понятие «добродетель» сохраняет первоначальный смысл — своего рода совершенство.