МАТЕМАТИКА

Примеры заданий
ОГЭ, ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 31 Синтаксический анализ предложений текста
 

Страницы:

Задания - решение
№ 1 Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Что изображают дымковские игрушки? (2)Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. (3)Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. (4)Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами. (5)Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 вопросительное, односоставное неопределённо-личное.
2) Предложение 2 неполное.
3) В предложении 3 грамматическая основа – чужды полутона.
4) В предложении 4 составные именные сказуемые.
5) Простое предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.

РЕШЕНИЕ:

1) Предложение 1 вопросительное, односоставное неопределённо-личное.
(1)Что изображают дымковские игрушки? (вопросительное, двусоставное)

2) Предложение 2 неполное.+
(2)Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. (отсутствует сказуемое)

3) В предложении 3 грамматическая основа – чужды полутона.
(3)Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы.

4) В предложении 4 составные именные сказуемые.+
(4)Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами.

5) Простое предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.
(5)Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни. (сложное предложение)

Ответ: 24

№ 2 Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (2)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (3)Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (4)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (5)Можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое односоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

РЕШЕНИЕ:

1) Предложение 1 простое односоставное.

(1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (двусоставное)

2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(2)[Замечательная особенность этого червя состоит в том],в чем? (что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков), каких? (которые переливаются всеми цветами радуги). (сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных)

3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.+

(3)[Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре], и, (если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп), [становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты].

4) Предложение 4 сложносочинённое.+

(4)[Эта структура отличается удивительной упорядоченностью], а [линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света].

5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.+

(5)[Можно с уверенностью утверждать], что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.
Ответ: 345

№ 3 Прочитайте текст.
(1)3ачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки - это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (З)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа - которое препятствует и отражает.
РЕШЕНИЕ:

Ответ: 125

№ 4 Прочитайте текст.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (З)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны - цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.


1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений.

2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.

(2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов.

3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.

(3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами.

4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.

(4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (только подчинительная связь)

5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

(5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Ответ: 135


№ 5 Прочитайте текст.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (З)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.


1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

(1)[Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса], какой? (в который внедрён ген человека).

2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

(2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения.

3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

(3)[Дело в том], (что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву).

4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

(4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(5)[Обычно такого количества достаточно], (чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле), однако [эксперты предостерегают], (что внедрённый ген может передаться диким сортам риса).

Ответ: 124

№ 6 (1)Коррозия - это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (З)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
2) Вторая часть предложения 2 - односоставное неопределённо-личное предложение.
3) В предложении 3 грамматическая основа - добавление значительно.
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами.

2) Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

(2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии.

3) В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

(3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства.

4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

(4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (бессоюзное сложное предложение)

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.

(5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, почему? потому что покрытие надо периодически обновлять.

Ответ: 125

№ 7 Прочитайте текст. (1)        Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
2) Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством.
3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Одна из грамматических основ предложения 5 - кораблик потопил.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных)

2) Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством.

(2)Тогда же а именно когда?, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля.

3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

(3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности.

4) Предложение 4 сложносочинённое.

(4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (бессоюзное сложное)

5) Одна из грамматических основ предложения 5 – кораблик потопил.

(5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Ответ: 235

№ 8 Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (З)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» - янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.


1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

(2)[Установлено], (что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех). (сложное предложение с подчинительной связью)

3) Предложение 3 сложноподчинённое.

(3)[Так, (если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги), то они начнут притягиваться к ней]; [тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке]. (сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью)

4) Предложение 4 простое.

(4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь).

5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.

(5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Ответ: 145


Страницы:
 
Перейти на другой форум:
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015