МАТЕМАТИКА

Примеры заданий
ОГЭ, ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 32 Синтаксический анализ предложений текста
 

Страницы:

Задания - решение
№ 1 Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – шарики делают.
3) Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

РЕШЕНИЕ:

1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.+

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица единственного числа)

2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – шарики делают.

(2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.+

(3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

(4)[К тому же, (когда шарик надувают), его стенка растягивается, становится тоньше], [отверстия сетки немного расширяются], и [процесс утечки газа облегчается]; (когда уже довольно много гелия вышло наружу) и (давление в шарике упало), [он уменьшается], а [его стенка снова утолщается]. (сложная синтаксическая конструкция)

5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

(5)[Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, (когда шарик съёжился), замедляется], и [он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется].

Ответ: 13

№ 2 Прочитайте текст.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 - односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.


1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (первая часть предложения 1 - двусоставное предложение)

2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

(2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях.

3) Предложение 3 сложное бессоюзное.

(3)[На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света]: [в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям].

4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

(4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (предложение 4 содержит одну грамматическую основу)

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

(5)[Теперь, желая проверить, желая проверить что? (является ли линия прямой), мы пользуемся этим законом].

Ответ: 235

№ 3 (1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2) Во второй части предложения 2 грамматическая основа - способствует.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.


Ответ: 13

№ 4 (1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому.
(3)        В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» - серебро). (4)Огсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.
4) Грамматическая основа предложения 4 - произошло.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

1) Предложение 1 простое.

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов.

2) Предложение 2 односоставное безличное.

(2)Но могло быть и по-другому. (неполное двусоставное, т.к. можно подставить существительное или местоимение в именительном падеже (Но всё могло быть и по-другому), в безличном предложении такого быть не может)

3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

(3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро).

4) Грамматическая основа предложения 4 – произошло.

(4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны.

5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

(5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина». (4 основы)

Ответ: 123


№ 5 (1)3вуки - это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (З)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos - «звуковой»), (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
5) В предложении 5 грамматическая основа - применяют приборы.

1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

(1)Звукиэто то, что слышит ухо.

2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

(2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы.

3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

(3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (нет причастного оборота)

4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

(4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»).

5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

(5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Ответ: 124

№ 6 Прочитайте текст. (1)        Шапка Мономаха - одна из древнейших русских корон.
(2)        Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (З)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа - шапка Мономаха.
2) Предложение 2 простое двусоставное.
3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.
4) Предложение 4 сложное.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.


1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

(1)Шапка Мономахаодна из древнейших русских корон.

2) Предложение 2 простое двусоставное.

(2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император.

3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

(3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (составное именное сказуемое)

4) Предложение 4 сложное.

(4)[Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире], и [выглядела она иначе], (чем теперь).

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

(5)(Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство), [её превратили в корону].

Ответ: 245

№ 7 Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог - живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог - искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (З)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 - односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3) В предложении 3 первая грамматическая основа - правда.
4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
5) Предложение 5 сложносочинённое.


1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны.

2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

(2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго.

3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.

(3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (ПРАВДА - вводное слово)

4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.

(4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

(5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.


Ответ: 124

№ 8 Прочитайте текст.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить - такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (З)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим - экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
5) В предложении 5 грамматическая основа - строится здание, служит.

1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (деепричастный оборот отсутствует)

2) Предложение 2 нераспространённое.

(2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения)

3) Предложение 3 сложносочинённое.

(3)[Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности], и [не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода]. (простые предложения связаны сочинительным союзом И)

4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.

(4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир.

5) В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.

(5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.


Ответ: 34


Страницы:
 
Перейти на другой форум:
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015