МАТЕМАТИКА

Примеры заданий
ОГЭ, ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 35 Синтаксический анализ предложений текста
 

Страницы:

Задания - решение
№ 1 Прочитайте текст.

(1)3вук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (З)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа - передаётся звук от удара.
4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.



Ответ: 24

№ 2 (1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (З)Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода.
(1)        Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом - однако.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
4) В предложении 4 грамматическая основа - способна воспринимать цвет.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

1) Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (слово ОДНАКО является сочинительным союзом)

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

(2)До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением.

3) Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(3)[Если нет], то [напрашивается предположение], [что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу].

4) В предложении 4 грамматическая основа – способна воспринимать цвет.

(4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода.

5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

(5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Ответ: 23

№ 3 Прочитайте текст.

(1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них - компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север, как мы привыкли, а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». (5)В XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, после чего европейцы сами научились изготавливать этот полезный прибор.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное безличное.
2) Предложение 2 двусоставное.
3) В предложении 3 грамматическая основа - он был.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводным предложением и однородными членами.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.



Ответ: 24

№ 4 Прочитайте текст.

(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (З)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие - тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы - из низких звуков. (4)Этим свойством звука - вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления - издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) В предложении 2 грамматическая основа - звуки можно разделить.
3) Предложение 3 содержит неполные предложения.
4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.


1) Предложение 1 сложноподчинённое.

(1)[Давно уже было замечено], (что некоторые слова своими звуками как бы изображают то), (что называют).

2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.

(2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие.

3) Предложение 3 содержит неполные предложения.

(3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (во второй части сложного предложения выпущены сказуемое и прямое дополнение)

4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

(4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (содержится простое глагольное сказуемое)

5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

(5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

Ответ: 135


№ 5 Прочитайте текст.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (З)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга - всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

(2)[Они страдают так мучительно], (что читать об этих страданиях больно). (сложноподчиненное с придаточным меры и степени)

3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

(3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.

4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

(4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (составное именное сказуемое, выраженное кратким причастием)

5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

(5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Ответ: 35


№ 6 (1)        Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов!
(2)        Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (З)Подлежащее - значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. (4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Вторая часть сложного предложения 3 - односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.
5) В последней части предложения 5 грамматическая основа - сказуемое выражено.


1) Предложение 1 простое двусоставное.

(1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов!

2) Предложение 2 сложноподчинённое.

(2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. (как «подлежащее» и «сказуемое» - уточняющий член предложения)

3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

(3)Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем.

4) Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией.

(4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем».

5) В последней части предложения 5 грамматическая основа – сказуемое выражено.

(5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи.

Ответ: 134

№ 7 Прочитайте текст.
(1)        Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. (З)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых - около миллиарда лет; но около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы - Меркурий, Венера и Марс, - хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Вторая часть предложения 2 осложнена обособленным приложением.
3) В предложении 3 грамматическая основа - проблема не решена.
4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложносочинённое.


1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

(1)Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. (сложноподчиненное предложение)

2) Вторая часть предложения 2 осложнена обособленным приложением.

(2)Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции.

3) В предложении 3 грамматическая основа – проблема не решена.

(3)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.

4) Предложение 4 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

(4)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет; но около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

(5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и Марс, – хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны. (сложноподчиненное предложение)

Ответ: 234

№ 8 Прочитайте текст.
(1)        Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (З)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек, здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.
2) В предложении 2 грамматическая основа - наиболее активен.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.



Ответ: 14


Страницы:
 
Перейти на другой форум:
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015