МАТЕМАТИКА

Примеры заданий
ОГЭ, ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 36 Синтаксический анализ предложений текста
 

Страницы:

Задания - решение
№ 1 Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек, здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.
2) В предложении 2 грамматическая основа – наиболее активен.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.

РЕШЕНИЕ:

1) Предложение 1 простое.+
(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах.

2) В предложении 2 грамматическая основа – наиболее активен.-
(2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате.

3) Предложение 3 сложное бессоюзное.+
(3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (простое предложение, осложненное обобщающим словом с однородными дополнениями)

4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.+
(4)[В результате возникает огромная масса обломков], масса какая? (которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков).

5) Предложение 5 простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.-
(5)[При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек], [здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама]. (сложное бессоюзное предложение)
Ответ: 134

№ 2 Прочитайте текст.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) В предложении 3 одна из грамматических основ - которые применяются.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.

2) Предложение 2 сложносочинённое.

(2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (простое предложение)

3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.

(3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках.

4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

(4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов.

5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

(5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (простое предложение)

Ответ: 134

№ 3 (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (З)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 подлежащее - задачи.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) В первой части предложения 3 грамматическая основа - закономерно.
4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

1) В предложении 1 подлежащее – задачи.

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

(2)[Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия], (когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания). (двоеточие после обобщающего слова)

3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.

(3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма.

4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

(4)[Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию]; [во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений]; [наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации], (что также очень важно в научной работе). (4 грамматические основы)

5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

(5)[Устная форма всё-таки часто используется в научном общении], но [она вторична]: [научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи].

Ответ: 135

№ 4 Прочитайте текст.

(1)Искусство читать - это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», - говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное.
2) Первая часть предложения 2 - односоставное неопределённо-личное предложение.
3) Предложение 3 содержит прямую речь.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Первая часть предложения 5 - односоставное безличное предложение.


1) Предложение 1 сложное.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (простое предложение)

2) Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

(2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (двусоставное)

3) Предложение 3 содержит прямую речь.

(3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

(4)[Выходит, (что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения), приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг]. (сложноподчиненное предложение)

5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

(5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Ответ: 35


№ 5 Прочитайте текст.

(1)Ртуть - уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Пере ученица Марии Склодоской-Кюри открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 80 °С, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.


1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент.

2) Предложение 2 нераспространённое.


(2)Это единственный жидкий металл. (распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения)

3) Предложение 3 сложносочинённое.

(3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (простое предложение)

4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением.

(4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием.

5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

(5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом. (обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом)

Ответ: 14

№ 6 (1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах - на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (З)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полог, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега.
(3)        Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть предложения 1 - неполное предложение.
2) В предложении 2 грамматическая основа - названия носят.
3) В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.
4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.
5) Вторая часть предложения 5 - односоставное безличное предложение.

1) Вторая часть предложения 1 – неполное предложение.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах – на несколько метров. (пропущено сказуемое на месте тире)

2) В предложении 2 грамматическая основа – названия носят.

(2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы».

3) В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.

(3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега.

4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.

(4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии.

5) Вторая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

(5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска. (односоставное неопределенно-личное предложение)

Ответ: 134

№ 7 (1)        Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен.
(2)        Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (З)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25-30 местах.
(1)        Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (распространенное предложение)

2) В предложении 2 составное именное сказуемое.

(2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (именная часть выражена кратким причастием)

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

(3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара.

4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

(4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (нет вводного слова)

5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

(5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Ответ: 235

№ 8 Прочитайте текст.
(1)        Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (З)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 односоставное.
4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.


1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией.

2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

(2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (простое глагольное сказуемое)

3) Предложение 3 односоставное.

(3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (двусоставное предложение)

4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

(4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений.

5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

(5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Ответ: 15


Страницы:
 
Перейти на другой форум:
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015