Переменная - это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.
Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.
Типы переменных: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.
Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком "=", например, x=10.
Переменная и что в ней меняется
Так как Russian Quick-Basic — это язык, рассчитанный на использование из-под DOS (Disk Operation System, дисковая операционная система), то существуют ограничения на имена переменных:
- имя переменной должно состоять не более чем из сорока символов;
- в качестве символов можно использовать только латинские буквы, цифры;
- имя переменной не может начинаться с цифры;
- категорически запрещены в именах файлов символы точки, запятой, звездочки, вопросительного знака, пробела.
Примеры правильных имен переменных:
X, Y, Z, IVAN; IVAN3, SI, T234, LOVE7, R6N8F43; NM, MAX, GAVGAV.
Примеры неправильных имен переменных:
- (использована русская буква); ИВАН (использована кириллица); YOU+ME (использован недопустимый символ "+"); 23DROVA (имя переменной начинается с цифры).
Переменные различаются по типу хранимой в них информации. Два наиболее крупных типа — числовой (для хранения различных чисел) и строковый (для хранения символов и строк). Во втором случае к имени переменной добавляется обязательный символ $ (на клавиатуре — там же, где цифра 4, при нажатой-клавише <Shift>), например, Х$ или QUIKE3$.
Конструкция
|
Описание
|
CLEAR
|
Закрывает все файлы, освобождает буферы файлов, очищает все общие переменные, устанавливает числовые переменные и массивы в ноль, устанавливает строковые переменные в ноль и инициализирует стек. Кроме того, CLEAR может изменять размер стека
|
CONST
|
Описывает одну или несколько символьных переменных
|
DATA
|
Указывает значения данных для последующего считывания оператором READ
|
INPUT
|
Считывает входные данные с клавиатуры или из файла
|
LET
|
Присваивает значение выражения переменной
|
RANDOMIZE
|
Инициализирует генератор случайных чисел
|
READ
|
Считывает данные, указанные в операторе DATA
|
RESTORE
|
Восстанавливает считанные значения в операторе DATA
|
SWAP
|
Обменивает значения двух переменных
|
|