Example
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны?»
1) Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.
2) Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.
3) Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».
4) Кот орал днём и ночью и поэтому не нравился ребятам.
(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.
– (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха! (5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.
– (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.
– (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.
(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.
–(10)Ну и наплевать! – сказал Лёвка. –(11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.
(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку – из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.
– (14)Бежим! – крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк. (15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.
–(16)Старуха обязательно пожалуется, – говорил Лёвка. –(17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...
(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.
– (21)Да, хорошо бы, – сказал Серёжа.
(22)Прошло несколько дней.
...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.
– (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?
–(25)Ну что я могу думать, – усмехнулся отец. –(26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...
– (29)Не может быть, – решительно сказала мать, – на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!
(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.
–(33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? –(34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.
–(35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.
(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.
–(38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, – он покрутил головой. – (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
–(42)Фи! – свистнул Лёвка. –(43)Плакса какая! Подумаешь – рыжий кот пропал!
(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали.
– (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, – решили они.
(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.
(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:
– (50)Да чего вам от меня надобно-то?
– (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.
–(53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.
(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:
– (58)Мурлышка! (59)Усатенький...
(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.
–(61)Только б не упустить теперь, – пыхтел Лёвка. – (62)Нашёлся-таки!.. (63) Усатый-полосатый!
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Ответ: 3
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!
2) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.
3) – Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.
4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
Ответ: 1
4. Из предложений 36 – 45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.
–(38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, – он покрутил головой. – (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
–(42)Фи! – свистнул Лёвка. –(43)Плакса какая! Подумаешь – рыжий кот пропал!
(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Ответ: вздохнула
5. Из предложений 49 – 60 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:
– (50)Да чего вам от меня надобно-то?
– (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.
–(53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.
(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:
– (58)Мурлышка! (59)Усатенький...
(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Ответ: деревянную
6. Замените разговорное слово «примостившись» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.
Ответ: усевшись
7. Замените словосочетание «городской рынок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: рынок в городе
8. Выпишите грамматическую основу предложения 30.
(30)Никто так не обидит старую, больную женщину...
Ответ: никто не обидит
9. Среди предложений 22 – 28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(22)Прошло несколько дней.
...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.
– (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?
–(25)Ну что я могу думать, – усмехнулся отец. –(26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Ответ: 23
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Как ты думаешь,1 куда он мог деться?
– Ну что я могу думать,2 – усмехнулся отец. – Может,3 пошёл кот погулять,4 вот и всё. А может,5 украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...
Ответ: 3, 5
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.
(41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
Ответ: 3
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
– Надо найти старушку,1 которой мы отдали кота,2 – решили они.
Но легко сказать «найти»,3 а где её сыщешь теперь,4 когда столько дней прошло.
Ответ: 3
13. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.
–(16)Старуха обязательно пожалуется, – говорил Лёвка. –(17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...
(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.
– (21)Да, хорошо бы, – сказал Серёжа.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Ответ: 20
14. Среди предложений 46 – 52 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(46)И ребята не выдержали.
– (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, – решили они.
(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.
(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:
– (50)Да чего вам от меня надобно-то?
– (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Ответ: 49
|