Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Значения слов - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Значения слов - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)В южных морях и океанах живут удивительные обитатели; рыбаки, которые живут на тропических островах, прекрасно знают и учитывают особенности этих морских обитателей.
(2)Один раз у берегов Кубы мы вытащили на палубу нашего рыболовецкого судна небольшую тёмную рыбу. (3)У неё была зубастая пасть, а из головы росла… удочка.
(4)Причём сама удочка оказалась намного длиннее хозяйки. (5)Эта хищная рыба-удильщик попадается в сети очень редко, живёт она в морских глубинах. (6)Там всегда царит мрак, потому что солнечные лучи не могут пробиться сквозь водную толщу. (7)На конце своей удочки рыба-удильщик зажигает «фонарик». (8)Он ярко горит во мраке, словно светлячок. (9)И глупые маленькие рыбёшки плывут посмотреть: что же там светится? (10)И конечно, они попадают прямо в открытую пасть этой коварной рыбы.
(11)А ещё мы вытаскивали электрических скатов. (12)Они плоские, как лепёшки, с хвостом вроде толстой иглы. (13)На одном скате однажды мы увидели рыбу-прилипалу с огромной присоской на темени. (14)Этой присоской она прилипает к скатам, акулам, китам и ездит «бесплатно» вместе с ними по южным морям и океанам.
(По Ю. Качаеву)

Как ты понимаешь значение слова «судно» («судна») из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.

Судно – это корабль, плавучее средство для перевозки людей и грузов.

==========================

Замени слово «горит» из 8-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

горит – светится, сверкает.

Example
(1)Есть камень, который так же, как и мел, ты не спутаешь ни с одним другим. (2)Только он не белый и мягкий, а чёрный и твёрдый. (3)Что же это за камень?
(4)Это каменный уголь.
(5)На куске угля иногда мы можем увидеть отчётливый отпечаток листа какого-нибудь дерева или цветка, а под микроскопом - следы древесины или семян доисторических растений. (6)Доисторические деревья были втрое-вчетверо выше нынешних. (7)Они росли на болотах, старились, гнили и падали. (8)На их месте поднимались новые и тоже старились и падали. (9)Прошло время, и ветер покрыл всё слоем песка, а сверху легли другие горные породы. (10)Под их тяжестью, как под прессом, деревья постепенно превращались в уголь.
(11)Теперь человек добывает этот уголь в шахте. (12)Когда едешь по железной дороге, груды угля лежат у путей. (13)А зачем уголь человеку? (14)Уголь сгорает – получается тепло, которое согревает твой дом, превращается в ток на электростанции. (15)Уголь - это не только топливо: из него делают пластмассы, лекарство, духи, краски и много других полезных вещей. (16)Уголь - один из тех удивительных камней, которые необходимы человеку для жизни.
(По Е. Борисову и И. Пятновой)

Как ты понимаешь значение слова «микроскоп» («под микроскопом») из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

Микроскоп – это прибор, с помощью которого можно получить увеличенное изображение мелких объектов, предметов и их деталей.

==========================

Замени слово «нынешний» («нынешних») из 6-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

нынешний – сегодняшний, современный.

Example
(1)В южных широтах часто встречаются айсберги. (2)Что же такое айсберги? (3)Это громадные обломки ледников, сползающие к самой кромке Антарктиды.
(4)Отколовшись от ледника, такой обломок начинает путешествие по антарктическим водам. (5)Среди них встречаются настоящие гиганты высотой в несколько сотен метров, а длиной до полутора сотен километров. (6)Это не просто гора, а огромный плавучий ледяной остров, который состоит из пресной воды.
(7)Интересно, что плывут эти гиганты против ветра, расталкивая мелкие льдины. (8)Дело в том, что на поверхности видна лишь самая верхушка айсберга. (9)А его подводная часть в несколько раз больше той горы, что возвышается над водой. (10)И глубинные течения, толкающие его подводную часть, оказываются сильнее ветра, толкающего верхушку айсберга. (11)Поэтому невозможно определить, куда поплывёт эта громадина.
(12)Даже лёгкое столкновение с айсбергом может оказаться для корабля гибельным. (13)А уж если две такие ледяные глыбы зажмут судно – всё пропало! (14)Рулевым приходится всё время быть начеку, чтобы при малейшем движении айсберга в сторону корабля успеть уйти от столкновения.
(15)Плавание среди айсбергов – суровое испытание для моряков.
(По Ф. Конюхову)

Как ты понимаешь значение слова «гигант» («гиганты») из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

Гигант – это предмет очень большого размера, великан.

==========================

Замени слово «лёгкое» из 12-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

лёгкое – небольшое по силе, слабое, незначительное.


Example
(1)Ранним летним утром проснулся Миша, выглянул в окно и удивился: несутся мимо окон белые хлопья, а около стены сарая лежат снежные вороха. (2)Неужели снег идёт? (3)Открыл он окно - вместе с ветром в комнату ворвались белые хлопья.
(4)Поймал Миша несколько хлопьев, сжал в руке, а они мягкие, мягче ваты, и не тают. (5)Вот оно что - так это пух! (6)А в окно кажется, как будто пушистый снег идёт. (7)Миша спросил у старшего брата Сени, откуда белый пух летит.
(8)Сеня рассказал, что каждое растение даёт очень много семян. (9)Но много семян пропадает и не всходит: одни семена попадают на камень или в воду и пропадают, другие съедают птицы и насекомые, третьи глушат соседние растения. (10)Значит, семени не всё равно где упасть, чтобы взойти. (11)Вот поэтому семена могут путешествовать в поисках хорошей почвы.
(12)Путешествуют семена по-разному. (13)Многие летают по воздуху. (14)У семян липы, берёзы и клёна есть крылышки, семена тополя и одуванчика обрастают пухом, у семян одуванчика есть род зонтика. (15)Те семечки, что бывают в ягодах, разносятся птицами.
(По Д. Рагозину)

Как ты понимаешь значение слова «взойти» из 10-го предложения? Запиши своё объяснение.

Взойти – значит прорасти, показаться на поверхности почвы.

==========================

Замени слово «выглянул» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

выглянул – высунулся, посмотрел.

Example
(1)В природе много компасов, которые укажут верный путь человеку, заблудившемуся в лесу, или просто помогут ориентироваться на незнакомой местности. (2)В ясную погоду можно ориентироваться по солнцу, луне, звёздам. (3)А если небо затянуто плотными тучами?
(4)В пасмурную погоду в лесу можно определить стороны горизонта по деревьям, по тёмной полосе, которая тянется от земли чуть ли не до самой вершины дерева. (5)Особенно она заметна на сосне. (6)Её хорошо видно на фоне более светлой коры деревьев. (7)Эта тёмная полоса всегда находится с северной стороны. (8)Образуется она от застоя влаги. (9)Кора деревьев намокает вся, но с других сторон она быстро высыхает, а с северной, где меньше всего солнца, влага держится долго. (10)В жаркий день на стволах сосен и елей выступают янтарные капельки смолы. (11)Замечено, что на южной стороне ствола появляется очень много смолы.
(12)Живыми компасами являются муравьи. (13)Лесные муравейники почти всегда располагаются у какого-нибудь дерева, пня или куста и обязательно с южной стороны, чтобы полнее использовать солнечное тепло. (14)Форма муравейника также указывает, где находится север. (15)Южная сторона муравейника отлогая, северная – значительно круче.
(По И. Никитину)

Как ты понимаешь значение слова «пасмурный» («пасмурную») из 4-го предложения? Запиши своё объяснение.

Пасмурный – с облаками на небе, сумрачный.

==========================

Замени слово «верный» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

верный – правильный, точный.

Example
(1)Вода – удивительный целитель. (2)Вспомним, как снимает усталость купание в реке, озере или море и какой живительной силой обладает глоток ключевой воды. (3)По-настоящему оценить глоток обыкновенной воды может только тот, кто сам испытал острую жажду.
(4)Для такого человека вода равноценна чудодейственному лекарству, самой жизни.
(5)«Серебряная» вода, например, обладает многими полезными свойствами. (6)Люди давно заметили особенность «серебряной» воды. (7)Известно, что «серебряная» вода губит многие бактерии. (8)Поэтому она применяется при консервировании сливочного масла. (9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах. (10)Нашла эта вода применение в медицине и ветеринарии.
(11)Минеральные воды часто применяют просто как прохладительные напитки, а между тем это и лекарственное средство. (12)Чем же обыкновенная вода отличается от минеральной? (13)Оказывается, концентрация различных солей в подземных водах возрастает с глубиной их залегания: если в литре воды количество их не превышает одного грамма, то вода считается пресной, а если солей больше грамма – минеральной. (14)Сейчас открыто множество минеральных вод с самыми различными целебными свойствами. (15)Их пьют и принимают в виде ванн при очень многих заболеваниях.
(По В. Лукьяновскому)

Как ты понимаешь значение слова «пресная» («пресной») из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.

Пресная – это лишённая соли или с небольшим количеством соли.

==========================

Замени слово «применяют» из 11-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

применяют – используют, употребляют.

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015