Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Прилагательные (морфологические признаки) - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Прилагательные (морфологические признаки) - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)Есть такое растение – высокое, с красными цветками, собранными в большие стоячие кисти. (2)Называется оно кипрей. (3)Ещё недавно его считали сорной травой.
(4)Лесники безжалостно вырывали кипрей рядом с молодыми сосенками, потому что считали, будто кипрей заглушает слабые побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
(5)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, не могут бороться с холодом. (6)От первых же утренних морозов в начале осени они погибают. (7)Учёные начали искать причину этого и наконец нашли. (8)Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. (9)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет, потому что вокруг цветка стоит тёплый воздух. (10)Он выделяет из себя теплоту, причём обогревает не только воздух, но и почву. (11)И в этой теплоте растут без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их глубоким снегом.
(12)Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами: это их сторож, их защитник, их нянька. (13)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (14)Вот такой самоотверженный цветок!
(По К.Г. Паустовскому)

Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) формы имён прилагательных:

(с) молодыми (сосенками), слабые (побеги);

2) морфологические признаки одной из форм, например:

(с) молодыми (сосенками) – мн. ч., тв. п.;
слабые (побеги) – мн. ч., вин. п.

Example
(1)В 18 веке Россия начала строить флот на Чёрном море. (2)Чтобы работа шла быстрее, строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам. (3)Одним из них стал Фёдор Фёдорович Ушаков, будущий великий русский адмирал.
(4)Чем заняться на берегу матросам корабля, который ещё даже не построен? (5)Ушаков придумал для своей команды занятие, которое очень удивило морское начальство. (6)Он заставил своих моряков… качаться! (7)На берегу построили десяток больших качелей, и целыми днями матросы раскачивались на них, да так высоко, что дух захватывало. (8)Только вот качались они не просто так. (9)На качелях были установлены небольшие пушки, а у матросов в руках находились зажжённые фитили. (10)На воде стояли на якоре плоты с мишенями, и матросы Ушакова учились стрелять в цель с раскачивающихся во весь мах качелей. (11)Ведь во время морского сражения корабль никогда не стоит ровно на тихой воде. (12)Вот прицелятся матросы, а корабль поднимет на высокой волне - и все ядра пролетят мимо врага.
(13)Благодаря таким тренировкам в первом же сражении Ушаков одержал блестящую победу над врагами, не потеряв из своей команды ни одного человека!
(По А. Ткаченко)

Выпиши из 11-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) формы имён прилагательных:

морского (сражения), (на) тихой (воде);

2) морфологические признаки одной из форм, например:

морского (сражения) — ед. ч., ср. р., род. п.;
(на) тихой (воде) — ед. ч., ж. р., предл. п.

Example
(1)Птиц много разных. (2)Во всём мире их тысяч десять, а в нашей стране – около восьмисот видов. (3)Стал я прикидывать в уме, какая птица самая красивая, самая быстролётная, самая искусная в гнездостроении...
(4)И кто же из них самая-самая?
(5)Стал думать, кто у нас самый лучший летун. (6)Стриж и сокол очень быстры, слов нет! (7)А ласточки такие ловкие в воздухе, что ловят невидимых нашему глазу мошек и пьют на лету воду из реки, даже крылышек не замочат! (8)Орлы же и грифы могут часами кружить в воздухе, покачивая тяжёлыми крыльями. (9)Стал раздумывать насчёт мастеров строить гнездо – совсем растерялся. (10)Иволгино гнездо – верх искусства: висит в воздухе лёгкая люлечка из травинок, стебельков, берёзовой кожурки. (11)Ласточкино гнездо посмотришь – тоже удивленье: до чего ловко слеплено из земли и глинки где-нибудь на высокой скале над пропастью! (12)А у ремеза-синички – прямо сказочный теремок: рукавичка из растительного пуха к тростнику подвешивается!
(13)Думал я, думал и понял, что никаких самых среди птиц нет. (14)Каждая птичка – самая-самая на нашей планете Земля. (15)Каждая птичка – своего рода маленькое совершенство.
(По В. Бианки)


Выпиши из 12-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) формы имён прилагательных:

сказочный (теремок), (из) растительного (пуха);

2) морфологические признаки одной из форм, например:

сказочный (теремок) – ед. ч., м. р., им. п.;
(из) растительного (пуха) – ед. ч., м. р., род. п.


Example
(1)Я летел на вертолёте над сверкающими просторами полуострова Таймыр. (2)Далеко внизу кустились северные берёзки, торчали крестики низких лиственниц. (3)Белыми слоновьими следами тянулись замёрзшие озёра тундры.
(4)Скоро мы приземлились, и я, проваливаясь по колено, пошёл по нетронутому снегу к стойбищу ненцев-оленеводов.
(5)Невысокий олень - мне по пояс: положишь ему на спину руку, зароешь пальцы в густой мех - и грей, как в рукавице. (6)Отогрел я руки в шерсти однорогого оленя и решил рог потрогать. (7)Ухватился за шершавый рог рукой. (8)Олень головой мотнул, а рог у меня в руке и остался! (9)Растерялся я, гляжу на безрогого Однорогого: какой уж он теперь Однорогий -на белом треугольнике лба - бугорки вместо рогов!
(10)Я испугался: не шутка - рог выломал. (11)А белолобый спокойно копытом снег роет, прошлогодний мох-ягель ищет и коcит на меня добрым ореховым глазом. (12)Или ему своего рога не жалко? (13)Глупо так стоять с оленьим рогом в руке. (14)Стыдно, лучше бы сквозь снег провалиться! (15)Но тут молодой ненец-оленевод Нойко меня успокоил: «Весной олень старые рога сбрасывает. Ты ему помог. Олень спасибо говорит».
(По Л. Яхнину)

Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) формы имён прилагательных:

невысокий (олень), (в) густой (мех);

2) морфологические признаки одной из форм, например:

невысокий (олень) – ед. ч., м. р., им. п.;
(в) густой (мех) – ед. ч., м. р., вин. п.

Example
(1)Жил у меня гончий щенок Задор. (2)Пришло время обучать его делу. (3)Гончая собака за лесным зверем по следу с лаем бежит – гоняет его.
(4)Надумал я научить Задора лис гонять: знал, что за оврагом в чаще кустарников есть лисья нора.
(5)Не успели мы с Задором пойти к ней, как услышали крик: «Хау, хау…» (6)Пёс мой мгновенно бросился на крик, нашёл след и лису погнал. (7)А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала. (8)Следы запутала, обхитрила и прибежала к своим лисятам. (9)Сбился Задор со следа, затем нашёл его, потом опять потерял. (10)Бегал, пока из сил не выбился, и вернулся ко мне. (11)Мы снова к норе, и всё повторилось. (12)Мало того, с криками «хау, хау…» на помощь лисе прибежал лис – отец семейства, и вдвоём они стали оберегать потомство.
(13)Задор так и не научился гонять лису по следу, только привык ходить за ней по голосу. (14)Зато выяснилось, что лисица никогда не нападает на врага, а уводит его подальше. (15)Так она защищает своих лисят.
(По Г. Лошкарёву)

Выпиши из 3-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) формы имён прилагательных:

гончая (собака), (за) лесным (зверем);

2) морфологические признаки одной из форм, например:

гончая (собака) – ед. ч., ж. р., им. п.;
(за) лесным (зверем) – ед. ч., м. р., тв. п.

Example
(1)Мне много раз доводилось любоваться красотой северного сияния. (2)Сполохи – так называют его живущие на севере люди. (3)Первый раз мне довелось увидеть сполохи много лет назад на берегу Онежского озера.
(4)Собираясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью, я остановился в маленьком старинном городке Повенце. (5)В Повенец я приехал из Петрозаводска на пароходе и остановился ночевать у своих знакомых.
(6)Когда ночью я вышел на улицу, меня поразило ещё невиданное мною зрелище. (7)В полнейшей тишине по звёздному небу колыхался широкий светящийся занавес. (8)Он то внезапно сужался, то сильно расширялся, собирался в причудливые складки. (9)Это ночное чудо очаровало меня. (10)Свет северного сияния отражался в снежных сугробах. (11)Стояла удивительная ночная тишина, которую изредка нарушал лай собак. (12)При свете сияния я видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.
(13)Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние. (14)Но запечатлеть его на картине довольно трудно, ведь сияние постоянно изменяет свой цвет, переливается. (15)Оно то вытягивается длинной мерцающей лентой, то принимает формы стрелок с жёлтыми, красными, зелёными и фиолетовыми лучами.
(По И. Соколову-Микитову)

Выпиши из 10-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) формы имён прилагательных:

северного (сияния), (в) снежных (сугробах);

2) морфологические признаки одной из форм, например:

северного (сияния) – ед. ч., ср. р., род. п.;
(в) снежных (сугробах) – мн. ч., предл. п.

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015