Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Существительные (морфологические признаки) - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Существительные (морфологические признаки) - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)Шли однажды по улице старик с внуком и увидели мальчика, который по поручению отца чинил забор. (2)Из забора выпала одна доска, её надо было прибить обратно. (3)Мальчик хотел поскорее закончить работу и бежать к друзьям.
(4)Он спешил, и молоток выскальзывал из его рук, и доска никак не хотела становиться на место. (5)В конце концов, ударив себя молотком по пальцу, незадачливый мастер с досадой бросил инструмент на землю.
(6)Внук решил помочь бедолаге справиться с работой. (7)Он поднял доску и быстро, с помощью точных ловких ударов молотком, прибил её на прежнее место. (8)Но только он закончил, как старик молча снова оторвал доску!
(9)– Дедушка! – чуть не со слезами вскрикнул внук. (10)– Зачем ты это сделал? (11)Ты же всегда учил меня быть добрым, а сам не даёшь помочь мальчику…
(12)– Но ведь ты просто сделал работу за него, – возразил дед. (13)– Значит, ты не дал ему самому научиться чинить забор. (14)А самое главное – так человек не научится терпению, которое необходимо в любом деле.
(По тексту из сборника «Не хлебом единым»)

Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

мальчик, работу, к друзьям;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

мальчик – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
работу – ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.;
к друзьям – м. р., 2-е скл., мн. ч., дат. п.

Example
(1)Глядит прилетевшая к пруду синичка и не понимает, что за штука плавает у самого берега. (2)Не щепочка, не насекомое – что такое? (3)Какой-то странный комочек из песчинок и кусочков раковинок.
(4)А это личинка веснянки! (5)Веснянки – крылатые насекомые, которые живут возле прудов, болот и рек. (6)А личинки их живут всегда в воде. (7)Личинка – маленькое беззащитное существо. (8)Плавает и ползает она плохо, врагов у неё много – долго ли проглотить какому-нибудь водяному обитателю такую крохотку?
(9)Но каждому жить хочется, каждому жизнь дорога, и каждый поэтому старается защититься от врагов. (10)Придумала себе защиту и личинка веснянки, да ещё и как хитро! (11)Недаром говорят: где силой взять нельзя, там надобна сноровка. (12)Личинка собрала песчинки, кусочки раковинок, расщеплённые части растений и слепила их. (13)Вот и броня – не хуже той, которую в старину надевали рыцари, чтобы защититься от ударов врага. (14)Заберётся личинка в броню, выставит наружу только твёрдые голову и грудь и плавает, не боясь попасться на обед голодному жуку или рыбе. (15)Этакую штуку проглоти, так, пожалуй, и не поздоровится!
(По Е. Шведер)

Выпиши из 10-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

защиту, личинка, веснянки;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

защиту – ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.;
личинка – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
веснянки – ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.

Example
(1)Наш поезд перевозил зверей с Дальнего Востока в подарок столичному зоопарку. (2)Я заглянул в вагон с клетками тигров. (3)На вытянутых передних лапах лежит поникшая голова полосатого хищника.
(4)Взгляд тосклив и безутешен. (5)Тигр тоскует по свободе. (6)Страдание переполняет его, и он начинает жалобно выть. (7)Увидев меня, полосатый страдалец умолкает и, как бы стесняясь своей невольной слабости, отворачивается. (8)В соседней клетке содержится другой тигр. (9)Он тоже невесел, но тоскует не так трагически. (10)Я подхожу ближе, и он, издав одобряющий звук, приближается к решётке, смотрит без злобы.
(11)Ночью просыпаюсь от протяжного тигриного воя. (12)Явно, что его издаёт тигр-«оптимист». (13)В голосе зверя чудится какая-то просьба. (14)Моё недоумение длится несколько секунд, а потом выясняется: в вагоне пожар! (15)Как хорошо, что тигр вовремя поднял тревогу!
(16)Но кто научил этого бесстрашного зверя видеть в огне опасность? (17)Думаю я и о другом: ведь не унылый «пессимист» оказался более «сообразительным» и стал звать людей на помощь. (18)Пожалуй, в жизни полезней иметь «оптимистический» характер.
(По А. Лебедеву)

Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

на лапах, голова, хищника;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

(на) лапах – ж. р., 1-е скл., мн. ч., предл. п.;
голова – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
хищника – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.


Example
(1)В южных морях и океанах живут удивительные обитатели; рыбаки, которые живут на тропических островах, прекрасно знают и учитывают особенности этих морских обитателей.
(2)Один раз у берегов Кубы мы вытащили на палубу нашего рыболовецкого судна небольшую тёмную рыбу. (3)У неё была зубастая пасть, а из головы росла… удочка.
(4)Причём сама удочка оказалась намного длиннее хозяйки. (5)Эта хищная рыба-удильщик попадается в сети очень редко, живёт она в морских глубинах. (6)Там всегда царит мрак, потому что солнечные лучи не могут пробиться сквозь водную толщу. (7)На конце своей удочки рыба-удильщик зажигает «фонарик». (8)Он ярко горит во мраке, словно светлячок. (9)И глупые маленькие рыбёшки плывут посмотреть: что же там светится? (10)И конечно, они попадают прямо в открытую пасть этой коварной рыбы.
(11)А ещё мы вытаскивали электрических скатов. (12)Они плоские, как лепёшки, с хвостом вроде толстой иглы. (13)На одном скате однажды мы увидели рыбу-прилипалу с огромной присоской на темени. (14)Этой присоской она прилипает к скатам, акулам, китам и ездит «бесплатно» вместе с ними по южным морям и океанам.
(По Ю. Качаеву)

Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

пасть, из головы, удочка;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

пасть – ж. р., 3-е скл., ед. ч., им. п.;
из головы – ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.;
удочка – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.

Example
(1)Ранним летним утром проснулся Миша, выглянул в окно и удивился: несутся мимо окон белые хлопья, а около стены сарая лежат снежные вороха. (2)Неужели снег идёт? (3)Открыл он окно - вместе с ветром в комнату ворвались белые хлопья.
(4)Поймал Миша несколько хлопьев, сжал в руке, а они мягкие, мягче ваты, и не тают. (5)Вот оно что - так это пух! (6)А в окно кажется, как будто пушистый снег идёт. (7)Миша спросил у старшего брата Сени, откуда белый пух летит.
(8)Сеня рассказал, что каждое растение даёт очень много семян. (9)Но много семян пропадает и не всходит: одни семена попадают на камень или в воду и пропадают, другие съедают птицы и насекомые, третьи глушат соседние растения. (10)Значит, семени не всё равно где упасть, чтобы взойти. (11)Вот поэтому семена могут путешествовать в поисках хорошей почвы.
(12)Путешествуют семена по-разному. (13)Многие летают по воздуху. (14)У семян липы, берёзы и клёна есть крылышки, семена тополя и одуванчика обрастают пухом, у семян одуванчика есть род зонтика. (15)Те семечки, что бывают в ягодах, разносятся птицами.
(По Д. Рагозину)

Выпиши из 15-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

семечки, (в) ягодах, птицами;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
семечки – ср. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
(в) ягодах – ж. р., 1-е скл., мн. ч., предл. п.;
птицами – ж. р., 1-е скл., мн. ч., тв. п.

Example
(1)Вода – удивительный целитель. (2)Вспомним, как снимает усталость купание в реке, озере или море и какой живительной силой обладает глоток ключевой воды. (3)По-настоящему оценить глоток обыкновенной воды может только тот, кто сам испытал острую жажду.
(4)Для такого человека вода равноценна чудодейственному лекарству, самой жизни.
(5)«Серебряная» вода, например, обладает многими полезными свойствами. (6)Люди давно заметили особенность «серебряной» воды. (7)Известно, что «серебряная» вода губит многие бактерии. (8)Поэтому она применяется при консервировании сливочного масла. (9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах. (10)Нашла эта вода применение в медицине и ветеринарии.
(11)Минеральные воды часто применяют просто как прохладительные напитки, а между тем это и лекарственное средство. (12)Чем же обыкновенная вода отличается от минеральной? (13)Оказывается, концентрация различных солей в подземных водах возрастает с глубиной их залегания: если в литре воды количество их не превышает одного грамма, то вода считается пресной, а если солей больше грамма – минеральной. (14)Сейчас открыто множество минеральных вод с самыми различными целебными свойствами. (15)Их пьют и принимают в виде ванн при очень многих заболеваниях.
(По В. Лукьяновскому)

Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

воду, космонавты, (в) полётах;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.;
космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., предл. п.

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015