Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Существительные (морфологические признаки) - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Существительные (морфологические признаки) - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)Сто лет назад в одном из лесов страшный пожар уничтожил всю растительность. (2)Прошло двадцать лет, а гарь по-прежнему не зарастала. (3)И вдруг однажды весной из-под горелой земли начали пробиваться зелёные ростки.
(4)Местные жители удивлялись: что за таинственный волшебник произвёл эти посадки? (5)Лесоводы туда не заходили. (6)Птицы и звери покинули страшный лес в первый же день пожара. (7)Ближайшие леса находились на значительном расстоянии: значит, ветер тоже не мог занести на гарь семена. (8)Не могла это сделать и вода: рядом не было ни реки, ни ручья.
(9)Наконец выяснили: лес возродился из семян, зарытых в землю белками ещё до пожара! (10)Двадцать восемь лет таились в беличьих кладовых семена хвойного дерева, а когда наступило подходящее время, дали дружные всходы. (11)Секрет оказался простым: белки и другие грызуны запасают только самые отборные семена, иначе семена загниют и зверькам придётся голодать зимой. (12)С тех пор лесоводы постоянно обходят норы и кладовки белок, мышей и других неутомимых собирателей лесного добра. (13)Это самый надёжный способ для получения отборных семян, и запасливые грызуны людей никогда ещё не подводили.
(По Н. Осипову)

Выпиши из 4-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

жители, волшебник, посадки;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

жители — м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
волшебник — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
посадки — ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п.

Example
(1)Мы редко задумываемся, как живётся растениям, как они переносят холод или жару. (2)И в зимнюю стужу, и в летний зной стоят под открытым небом «бездомные» деревья. (3)От холода их выручает кора.
(4)А что их спасает от жары?
(5)Оказывается, тоже кора: ведь у деревьев нет запасной одежды, они не могут сменить тёплую шубу на лёгкое платьице. (6)Посмотрите на жителей жаркой Средней Азии: они даже по солнцепёку ходят в ватном халате. (7)Рыхлая вата лучше тонкой рубашки задерживает тепловые лучи, и в самое пекло в таком халате нежарко. (8)Пористая кора деревьев, как ватный халат, тоже годится для любой погоды. (9)Особенно хорошо защищает от жары толстая кора-шуба, но не всем деревьям одинаково повезло. (10)Самой обиженной оказалась берёза: у неё самая тонкая кора. (11)Берёзу выручает… краска! (12)Вспомните: и самолёты, и морские лайнеры красят в белый цвет. (13)Белый цвет лучше всякого другого отражает солнечные лучи, и поверхность меньше нагревается. (14)Вот и берёза таким же способом спасается от жары.
(15)У других деревьев кора толще – им и без белого цвета можно обойтись, а тонкокожей берёзе никак нельзя!
(По Н. Осипову)

Выпиши из 14-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

берёза, способом, (от) жары;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

берёза – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
способом – м. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п.;
(от) жары – ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.

Example
(1)На одном корабле «служил» ручной медведь Михаил. (2)Как-то раз корабль пришёл во Владивосток, все матросы стали сходить на берег, и Михаил с ними. (3)Хотели его не пустить, заперли в каюте – он стал дверь царапать и страшно реветь.
(4)Решили взять мишку на берег, только с ошейником. (5)Боцман Клименко, самый сильный на корабле, намотал ремешок на руку, и пошёл Михаил с матросами в краеведческий музей.
(6)Матросы зашли в музей, а Михаила привязали около входа, за чугунную пушку: уж её-то он с места не сдвинет! (7)Ползала в музее обошли, прибегает директор: «Уберите своего медведя, он никого не пускает!» (8)Вышел Клименко на улицу, смотрит: стоит Михаил в дверях, на шее обрывок ремешка болтается, людей целая толпа собралась. (9)Это медведь на корабле привык угощение выпрашивать. (10)Как матросы сойдут на берег, он ждёт у трапа. (11)Возвращаешься – надо дать Михаилу конфету, без неё он на корабль не пропустит. (12)Клименко закричал на медведя: «Как тебе не стыдно, обжора!»
(13)Привели медведя на корабль, и он до вечера исчез. (14)К позднему ужину только вылез – вид виноватый, от стыда прятался, значит, и медведи стыд имеют.
(По Г.Я. Снегирёву)

Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

медведя, (на) корабль, (до) вечера;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

медведя – м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.;
(на) корабль – м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.;
(до) вечера – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.


Example
(1)В Африке водятся муравьи, которые устраивают себе удобную общую квартиру на листьях деревьев и кустов. (2)Чтобы жителям в таком гнезде было сухо и тепло, муравьи сшивают его из листьев.
(3)Сшивание гнезда – удивительное искусство муравьёв-портных.
(4)Прежде всего, эти маленькие юркие швеи своими ловкими щупальцами расправляют листья, годные для сшивания. (5)Затем другие муравьи приносят своих личинок. (6)Эти личинки могут выпускать из себя специальную клейкую жидкость, которая твердеет на воздухе в виде тоненькой упругой нитки. (7)Такими необычными нитками муравьи и сшивают листья.
(8)Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу. (9)Крохотная личинка сразу же выпускает на лист капельку клейкой жидкости. (10)Тогда муравьи быстро переносят личинку к другому листу, вытягивая из капельки жидкости тонкую нитку. (11)Так они и носят личинку от края одного листа к краю другого, так постепенно и сшивают края листьев вместе – безо всякой иголки! (12)А сверху в это время им другие муравьи помогают. (13)Они крепко держат листья – край рядом с краем. (14)Вот какие искусные и дружные портные эти муравьи!
(По тексту из сборника для детей «Чудесная верба»)

Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

муравьи, личинку, к краю, листа;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.;
к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., дат. п.;
листа – м.р., 2-е скл., ед. ч., род. п.

Example
(1)Как-то осенью принесли нам ежа. (2)Вывалили его из корзины на пол, и он лежал, не двигаясь, как колючий шар. (3)А потом этот шар зашевелился, из него выглянули нос пятачком и два глаза.
(4)Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф! (5)На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что мы принялись хохотать.
(6)Ёж прожил у нас всю зиму, и мы с ним подружились. (7)Любил ёж поспать помягче, укрыться потеплее, поэтому под шкафом у него стояла коробка с куском фланели, в которую наш соня ловко закутывался. (8)Но этого ёжику было мало, и он тащил к себе всё тёпленькое, что плохо лежало. (9)Потерялся носовой платок, мы не можем найти мохнатую варежку – надо искать у ежа.
(10)А однажды наша бабушка сунула ногу в валенок и закричала от испуга: что-то пребольно укололо её! (11)Оказалось, там сидит ёж. (12)Бабушка вытряхивает незваного гостя, а он не вытряхивается. (13)Пролезть в тёплый валенок было легко, колючки не мешали, а повернуться там невозможно, и пятиться нельзя – колючки не пускают. (14)Пришлось разрезать валенок, чтобы вытащить ёжика на свет! (15)Конечно, как друга не выручить из беды!
(Из альманаха для семейного чтения)

Выпиши из 4-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

ёжик, на лапки, под шкаф;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
на лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п.;
под шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.

Example
(1)Есть камень, который так же, как и мел, ты не спутаешь ни с одним другим. (2)Только он не белый и мягкий, а чёрный и твёрдый. (3)Что же это за камень?
(4)Это каменный уголь.
(5)На куске угля иногда мы можем увидеть отчётливый отпечаток листа какого-нибудь дерева или цветка, а под микроскопом - следы древесины или семян доисторических растений. (6)Доисторические деревья были втрое-вчетверо выше нынешних. (7)Они росли на болотах, старились, гнили и падали. (8)На их месте поднимались новые и тоже старились и падали. (9)Прошло время, и ветер покрыл всё слоем песка, а сверху легли другие горные породы. (10)Под их тяжестью, как под прессом, деревья постепенно превращались в уголь.
(11)Теперь человек добывает этот уголь в шахте. (12)Когда едешь по железной дороге, груды угля лежат у путей. (13)А зачем уголь человеку? (14)Уголь сгорает – получается тепло, которое согревает твой дом, превращается в ток на электростанции. (15)Уголь - это не только топливо: из него делают пластмассы, лекарство, духи, краски и много других полезных вещей. (16)Уголь - один из тех удивительных камней, которые необходимы человеку для жизни.
(По Е. Борисову и И. Пятновой)

Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

1) формы имён существительных:

человек, уголь, (в) шахте;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

человек – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
уголь – м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.;
(в) шахте – ж. р., 1-е скл., ед. ч., предл. п.

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015