Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Основная мысль текста, План, Вопросы к тексту - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Основная мысль текста, План, Вопросы к тексту - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё».
(4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».
(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что ... спас великого русского поэта.
(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.
(По Е.В. Широниной)


Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Основная мысль текста.
В России есть много необычных, удивительных или забавных памятников.

=========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске.
2. Памятник зайцу в Псковской области.
3. Как заяц спас жизнь А.С. Пушкину.

===============================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.


Почему памятник букве «ё» поставлен в Ульяновске?
Какую букву придумал русский писатель Н.М. Карамзин?
Что писали вместо буквы «ё» до её изобретения?
Где находится памятник зайцу?

Example
(1)На одном корабле «служил» ручной медведь Михаил. (2)Как-то раз корабль пришёл во Владивосток, все матросы стали сходить на берег, и Михаил с ними. (3)Хотели его не пустить, заперли в каюте – он стал дверь царапать и страшно реветь.
(4)Решили взять мишку на берег, только с ошейником. (5)Боцман Клименко, самый сильный на корабле, намотал ремешок на руку, и пошёл Михаил с матросами в краеведческий музей.

(6)Матросы зашли в музей, а Михаила привязали около входа, за чугунную пушку: уж её-то он с места не сдвинет! (7)Ползала в музее обошли, прибегает директор: «Уберите своего медведя, он никого не пускает!» (8)Вышел Клименко на улицу, смотрит: стоит Михаил в дверях, на шее обрывок ремешка болтается, людей целая толпа собралась. (9)Это медведь на корабле привык угощение выпрашивать. (10)Как матросы сойдут на берег, он ждёт у трапа. (11)Возвращаешься – надо дать Михаилу конфету, без неё он на корабль не пропустит. (12)Клименко закричал на медведя: «Как тебе не стыдно, обжора!»

(13)Привели медведя на корабль, и он до вечера исчез. (14)К позднему ужину только вылез – вид виноватый, от стыда прятался, значит, и медведи стыд имеют.

(По Г.Я. Снегирёву)

Основная мысль текста:

Прожорливый медведь понял, что виноват, значит, и медведи стыд имеют.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Ручной медведь Михаил на корабле.
2. Поход с медведем в краеведческий музей.
3. Обжоре стыдно.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Кто жил у моряков на корабле?
Из-за чего медведя пришлось взять на берег?
Почему медведь не пускал посетителей в музей?

Example
(1)Кошка в осмотрительности полагается не только на свои зоркие глаза. (2)Для исследования мира у неё есть специальные «радары». (3)Это еле заметные шерстинки. (4)Они растут на её лапах, на лбу, на ушах.
(5)Особенно важные «радары» - длинные тонкие усы, которые торчат у кошек над верхней губой.

(6)Вот кошка хочет что-нибудь получше рассмотреть или кого-нибудь подкараулить. (7)Она замирает в позе охотницы и настораживается. (8)Тогда эти удивительные усы развёртываются и превращаются в своеобразный веер из чутких волосков. (9)А волоски, колеблясь, соединяются со сверхчувствительной нервной сетью кошки. (10)Они мгновенно улавливают каждое движение живого существа, как бы мало оно ни было. (11)Развернув усы, кошка может сторожить сразу несколько мышиных нор и следить за поведением населяющих эти норки зверьков. (12)Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей! (13)Это незаменимое умение для кошачьей охоты.

(14)Если у кошки удалить или повредить усы, ей становится трудно ориентироваться в окружающем мире, она не может охотиться. (15)Её движения становятся неуверенными – ведь чудесные «радары» не работают!

(По П. Жандрон)


Основная мысль текста:

У кошки есть специальные «радары» - усы и тонкие волоски, которые помогают ей ориентироваться в пространстве и охотиться.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Кошачьи «радары».
2. «Радары» помогают кошке охотиться.
3. Без «радаров» кошке будет трудно ориентироваться в пространстве.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Какие «радары» для кошек самые важные?
Как работают кошачьи «радары»?
Как «радары» помогают кошке улавливать движения живых существ?
Как повлияет на поведение кошки удаление или повреждение усов?


Example
(1)Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава. (2)Бывало, идём куда-нибудь… (3)Он впереди, я его позову, он оглянется, а я дуну ему белым одуванчиком прямо в лицо. (4)Тогда брат начинает меня подкарауливать и тоже, как только я зазеваюсь, дунет.
(5)Так мы эти созревшие цветки срывали лишь для забавы.

(6)Но раз я сделал открытие. (7)Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (8)Это было очень красиво! (9)Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный. (10)Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым. (11)А к вечеру снова позеленел. (12)Тогда я пошёл, отыскал одуванчик. (13)Оказалось, что он сжал свои лепестки! (14)Вот как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулачок, мы закрыли бы жёлтое. (15)Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрывают свои ладони, и луг вновь становится золотым.

(16)С тех пор обычные одуванчики стали для нас необычными, интересными цветами, потому что засыпали и вставали вместе с нами.

(По М.М. Пришвину)

Основная мысль текста:

Одуванчики заинтересовали ребят тем, что вечером вместе с ними засыпали, а утром вместе с ними просыпались.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Забава с одуванчиками.
2. Удивительное открытие.
3. Одуванчики стали для нас интересными цветами.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Как братья забавлялись с одуванчиками?
Почему луг рано утром оказался не золотым, а зелёным?
Что происходило с одуванчиками по вечерам?
На что, по мнению мальчика, были похожи цветки одуванчиков?
Почему одуванчики стали для братьев интересными цветами?

Example
(1)В истории русской литературы много замечательных поэтов. (2)Все они разные, каждый по-своему уникален. (3)Но есть поэты особенные. (4)К таким особенным поэтам относится Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт с «русскою душой».


(5)Он родился в 1814 году в Москве, но детство провёл в селе Тарханы в имении своей любимой бабушки. (6)Когда внуку исполнилось 13 лет, бабушка повезла его учиться в столицу. (7)Учёба была не простой, но юноше нравилась требовательность учителей. (8)Благодаря трудолюбию и упорству, которые он воспитал в себе в эти годы, Михаил Юрьевич многое успел, хотя прожил всего 26 лет. (9)Поэт играл на четырёх музыкальных инструментах, прекрасно рисовал, отлично фехтовал, играл в шахматы, танцевал, пел и профессию себе выбрал мужественную. (10)Он стал военным.

(11)Однако сам Лермонтов считал, что настоящую пользу России он может принести своими произведениями. (12)И был прав. (13)Со дня рождения М.Ю. Лермонтова прошло более 200 лет, но книги его до сих пор современны, их читают и перечитывают. (14)Он писал о том, что важно и сейчас: о чести и достоинстве, о том, что надо любить и беречь свою Родину, знать её историю, культуру и родной язык.

(По Е. Родиной)

Основная мысль текста:

М.Ю. Лермонтов писал о том, что важно и сейчас: о чести и достоинстве, любви к Родине, бережном отношении к родной истории, культуре и родному языку. / М.Ю. Лермонтов – поэт с «русскою душой».

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Особенный поэт.
2. Таланты М.Ю. Лермонтова.
3. Книги М.Ю. Лермонтова современны.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Где прошло детство будущего поэта?
Какими талантами обладал М.Ю. Лермонтов?
Почему за недолгую жизнь поэт успел сделать так много?
О чём М.Ю. Лермонтов писал в своих произведениях?

Example
(1)В 18 веке Россия начала строить флот на Чёрном море. (2)Чтобы работа шла быстрее, строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам. (3)Одним из них стал Фёдор Фёдорович Ушаков, будущий великий русский адмирал.


(4)Чем заняться на берегу матросам корабля, который ещё даже не построен? (5)Ушаков придумал для своей команды занятие, которое очень удивило морское начальство. (6)Он заставил своих моряков… качаться! (7)На берегу построили десяток больших качелей, и целыми днями матросы раскачивались на них, да так высоко, что дух захватывало. (8)Только вот качались они не просто так. (9)На качелях были установлены небольшие пушки, а у матросов в руках находились зажжённые фитили. (10)На воде стояли на якоре плоты с мишенями, и матросы Ушакова учились стрелять в цель с раскачивающихся во весь мах качелей. (11)Ведь во время морского сражения корабль никогда не стоит ровно на тихой воде. (12)Вот прицелятся матросы, а корабль поднимет на высокой волне – и все ядра пролетят мимо врага.

(13)Благодаря таким тренировкам в первом же сражении Ушаков одержал блестящую победу над врагами, не потеряв из своей команды ни одного человека!

(По А. Ткаченко)

Основная мысль текста:

Благодаря своей смекалке и упорным тренировкам команды Ушаков одержал блестящую победу и сохранил жизнь матросам.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Строительство Черноморского флота.
2. Хитрость с качелями.
3. Блестящая победа.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Когда начали создавать флот на Чёрном море?
Для чего строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам?
Зачем Ушаков заставлял своих матросов качаться на качелях?
Чего смог достичь Ушаков благодаря тренировкам команды на качелях?

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015