Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Основная мысль текста, План, Вопросы к тексту - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Основная мысль текста, План, Вопросы к тексту - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)Любознательному человеку даже самая обычная пуговица может рассказать много интересного. (2)Пуговицы появились очень давно – уже в Древнем Египте. (3)Долгое время они были достоянием знати, потому что их изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней. (4)Простолюдины же ещё много веков подвязывали одежду поясом или ремнём.

(5)В Средневековье возник обычай располагать пуговицы на мужской одежде только справа. (6)Именно с правой стороны их пришивали на рыцарскую одежду. (7)В бой рыцарь шёл левым плечом вперёд, потому что в левой руке он держал щит. (8)Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо. (9)Вот почему пуговицы пришивали на мужской одежде только на правую сторону.

(10)Русский царь Пётр Первый придумал ещё один интересный обычай. (11)На военной форме того времени пуговицы стали пришивать на рукава не с внутренней, а с внешней стороны. (12)Царь хотел, чтобы солдаты отучились от дурной привычки вытирать рот рукавом после еды. (13)Пуговицы царапали рот, и солдат больше не использовал рукав вместо платка. (14)Форма не пачкалась и лучше сохранялась, от этого государство получало выгоду.

(По Е. Каликинской)

Основная мысль текста:

Любознательному человеку даже самая обычная пуговица может рассказать много интересного.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Когда появились пуговицы.
2. Пуговицы на мужской одежде.
3. Пуговицы на рукавах.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Когда появились пуговицы?
Почему на мужскую одежду пуговицы пришивают справа?
Какой обычай ввёл Пётр Первый?
Почему раньше одежду с пуговицами носила только знать?

Example
(1)Есть в дубе что-то похожее на скалу: он такой же могучий и величественный. (2)Осенью с шумом падают сквозь облетающую листву созревшие жёлуди и остаются лежать там, куда упали. (3)Плохи были бы дела у дуба с его неуклюжими плодами.
(4)Как бы он мог расселяться, если бы позволил своим плодам просто падать вниз, как камни? (5)Сами жёлуди не могут сдвинуться с места. (6)А из них должны вырасти молодые крепкие дубки, которым нужен свет и воздух.

(7)Но там, где растёт дуб, живёт птичка – сойка. (8)Она красивая, крупная, её часто можно увидеть с жёлудем в клюве. (9)Однако съесть все жёлуди сойки не могут. (10)Осенью птицы пытаются часть из них спрятать. (11)Садится сойка на землю, выкапывает своим крепким клювом ямку и прячет туда жёлудь. (12)Возможно, сойка собирается потом достать его. (13)Но через некоторое время птица уже забывает, где она его закопала. (14)Сойка не знает, что жёлудь – это плод. (15)В её тайнике он с радостью начинает прорастать.

(16)Дуб кормит сойку, и сойка за это повсюду сажает дубы. (17)Так мудрая природа дала в компанию дубу эту замечательную птицу.

(По Г. Громану)

Основная мысль текста:

В природе всё взаимосвязано: дуб не может вырасти без сойки, а сойка не может жить без дуба.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Неуклюжие плоды дуба.
2. Сойка и жёлуди.
3. Дружба сойки и дуба.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Почему жёлуди прорастают далеко от дуба?
Кто и как помогает желудям сдвинуться с места?
Почему сойка поселяется там, где растут дубы?
В чём заключается дружба сойки и дуба?

Example
(1)Белый аист любит жить по соседству с людьми. (2)Эта крупная птица доверчиво расхаживает по лугу у самой деревни и устраивает своё большое гнездо из прутьев и веток на верхушке старого дерева или прямо на крыше деревенского дома. (3)Потом в гнезде появляются длинноногие аистята.
(4)Малыши тоже доверчиво поглядывают на людей и ждут своих родителей с охоты. (5)А они по очереди приносят им еду: лягушек, мышей, ящериц, разных насекомых.

(6)К осени аистята подрастут. (7)Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг. (8)Но весной они опять вернутся в родные края, так как эти птицы очень привязаны к своей родине. (9)Если аисты однажды устроят гнездо на крыше дома, то каждую весну они будут снова и снова прилетать сюда.

(10)Белые аисты и люди являются давними друзьями. (11)Когда аист подружился с человеком, никто точно не знает. (12)Но люди очень дорожат дружбой с ним и радуются, когда аист селится на крыше дома. (13)Издавна считается, что эти птицы приносят счастье хозяевам дома. (14)Может быть, поэтому люди заботятся о покое и безопасности дружелюбных верных аистов.

(По книге «Что такое? Кто такой?»)

Основная мысль текста:

Аисты и люди являются давними и верными друзьями.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Аисты строят гнездо и выводят птенцов.
2. Возвращение в родные края.
3. Дружба аистов с людьми.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Где любят жить белые аисты?
Куда улетают аисты осенью?
Почему весной аисты возвращаются в родные места?
Почему люди дорожат дружбой с аистами?


Example
(1)Как-то осенью принесли нам ежа. (2)Вывалили его из корзины на пол, и он лежал, не двигаясь, как колючий шар. (3)А потом этот шар зашевелился, из него выглянули нос пятачком и два глаза. (4)Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф!
(5)На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что мы принялись хохотать.

(6)Ёж прожил у нас всю зиму, и мы с ним подружились. (7)Любил ёж поспать помягче, укрыться потеплее, поэтому под шкафом у него стояла коробка с куском фланели, в которую наш соня ловко закутывался. (8)Но этого ёжику было мало, и он тащил к себе всё тёпленькое, что плохо лежало. (9)Потерялся носовой платок, мы не можем найти мохнатую варежку – надо искать у ежа.

(10)А однажды наша бабушка сунула ногу в валенок и закричала от испуга: что-то пребольно укололо её! (11)Оказалось, там сидит ёж. (12)Бабушка вытряхивает незваного гостя, а он не вытряхивается. (13)Пролезть в тёплый валенок было легко, колючки не мешали, а повернуться там невозможно, и пятиться нельзя – колючки не пускают. (14)Пришлось разрезать валенок, чтобы вытащить ёжика на свет! (15)Конечно, как друга не выручить из беды!

(Из альманаха для семейного чтения)

Основная мысль текста:

Друзей надо выручать из беды.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Оживший колючий шар / Забавный ёжик.
2. Ёж тащил к себе в коробку тёплые вещи.
3. Ёжик застрял в бабушкином валенке! / Спасение ёжика.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

На что был похож ёжик, когда его только принесли в дом?
Почему ёжик тащил к себе в коробку тёплые вещи?
Почему потерянные тёплые вещи люди искали в ежиной коробке?
Почему ёжик не смог сам выбраться из бабушкиного валенка?

Example
(1)Берёза – одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. (2)Красавицей русских лесов называют её люди. (3)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон.
(4)О берёзе сложено много песен, былин, преданий. (5)Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.

(6)Зацветает берёзка на исходе апреля. (7)Цветки у неё скромные – серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. (8)Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, – на лесных вырубках и пожарищах. (9)Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.

(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».

(По книге «Что такое? Кто такой?»)

Основная мысль текста:

Берёза – одно из самых любимых деревьев в России.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Красавица русских лесов.
2. Размножение берёзы.
3. Использование берёзы.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Почему берёзу называют красавицей русских лесов?
Как размножается берёза?
Как берёза использовалась в хозяйстве?
Что делали люди из берёзы?

Example
(1)Есть такое растение – высокое, с красными цветками, собранными в большие стоячие кисти. (2)Называется оно кипрей. (3)Ещё недавно его считали сорной травой. (4)Лесники безжалостно вырывали кипрей рядом с молодыми сосенками, потому что считали, будто кипрей заглушает слабые побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.


(5)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, не могут бороться с холодом. (6)От первых же утренних морозов в начале осени они погибают. (7)Учёные начали искать причину этого и наконец нашли. (8)Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. (9)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет, потому что вокруг цветка стоит тёплый воздух. (10)Он выделяет из себя теплоту, причём обогревает не только воздух, но и почву. (11)И в этой теплоте растут без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их глубоким снегом.

(12)Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами: это их сторож, их защитник, их нянька. (13)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (14)Вот такой самоотверженный цветок!

(По К.Г. Паустовскому)

Основная мысль текста:

Кипрей – самоотверженный цветок, который обогревает другие растения своим теплом.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Ошибочное мнение о кипрее. / Кипрей – «сорная» трава.
2. Кипрей согревает соседей. / Кипрей дышит теплотой.
3. Самоотверженный цветок.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Как выглядит растение кипрей?
Почему ещё недавно кипрей безжалостно вырывали?
Как кипрей согревает растения, которые растут рядом с ним?
Рядом с какими деревьями разрастается кипрей?

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015