Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Основная мысль текста, План, Вопросы к тексту - Работа с текстом
ЕГЭ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ > Русский язык (4 класс) > Основная мысль текста, План, Вопросы к тексту - Работа с текстом
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)На одном корабле «служил» ручной медведь Михаил. (2)Как-то раз корабль пришёл во Владивосток, все матросы стали сходить на берег, и Михаил с ними. (3)Хотели его не пустить, заперли в каюте – он стал дверь царапать и страшно реветь. (4)Решили взять мишку на берег, только с ошейником.
(5)Боцман Клименко, самый сильный на корабле, намотал ремешок на руку, и пошёл Михаил с матросами в краеведческий музей.

(6)Матросы зашли в музей, а Михаила привязали около входа, за чугунную пушку: уж её-то он с места не сдвинет! (7)Ползала в музее обошли, прибегает директор: «Уберите своего медведя, он никого не пускает!» (8)Вышел Клименко на улицу, смотрит: стоит Михаил в дверях, на шее обрывок ремешка болтается, людей целая толпа собралась. (9)Это медведь на корабле привык угощение выпрашивать. (10)Как матросы сойдут на берег, он ждёт у трапа. (11)Возвращаешься – надо дать Михаилу конфету, без неё он на корабль не пропустит. (12)Клименко закричал на медведя: «Как тебе не стыдно, обжора!»

(13)Привели медведя на корабль, и он до вечера исчез. (14)К позднему ужину только вылез – вид виноватый, от стыда прятался, значит, и медведи стыд имеют.

(По Г.Я. Снегирёву)

Основная мысль текста:

Прожорливый медведь понял, что виноват, значит, и медведи стыд имеют.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Ручной медведь Михаил на корабле.
2. Поход с медведем в краеведческий музей.
3. Обжоре стыдно.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Кто жил у моряков на корабле?
Из-за чего медведя пришлось взять на берег?
Почему медведь не пускал посетителей в музей?

Example
(1)Со времён Петра Первого Россия стала великой морской державой. (2)Но суровый климат не давал зимой пользоваться ни Балтийский морем, ни Северным морским путём. (3)России был необходим корабль-ледокол. (4)Эту идею удалось воплотить в жизнь русскому адмиралу Степану Осиповичу Макарову.
(5)В 1899 году русский ледокол «Ермак» был спущен на воду.

(6)Зима в тот год выдалась суровой, толщина льда превышала метр. (7)Мало кто верил, что «Ермак» сможет одолеть ледяной заслон. (8)Над палубой корабля вихрилась снежная позёмка, из труб валил чёрный дым. (9)Сто человек экипажа ждали встречи корабля с ледовыми глыбами. (10)И вот балтийский лёд с хрустом начал ломаться под мощным напором корабельного корпуса. (11)За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. (12)Все, не сговариваясь, закричали «ура!».

(13)Только за первую зиму «Ермак» под командованием адмирала Макарова спас из ледяного плена 60 пароходов и даже один броненосец! (14)Почти семьдесят лет служил «Ермак» русскому флоту. (15)Сейчас просторы Арктики бороздит ледокол «Адмирал Макаров». (16)Лучший памятник моряку – корабль, носящий его имя!

(По О. Сотникову)

Основная мысль текста:

Лучший памятник адмиралу Макарову – командиру первого русского ледокола – корабль, носящий его имя.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Адмирал Макаров – «отец» первого русского ледокола.
2. «Ермак» победил льды.
3. Лучший памятник моряку.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Кто стал капитаном первого русского ледокола?
Когда был создан первый русский ледокол?
Почему России был необходим ледокол?
Как назывался первый русский ледокол?

Example
(1)Далеко на краю пустыни стоит белый домик. (2)Живёт в нём лесник Тилан. (3)В августе каждое утро он выводит из сарая верблюда, навьючивает на него мешки семян и уезжает в пустыню.
(4)Семена тамариска он разбрасывает по вершинам песчаных барханов, семена саксаула раскидывает в низинах.

(5)Из-под верблюжьих ног во все стороны, как брызги, разбегаются ящерицы-круглоголовки и змейки. (6)К полудню ящерицы и змеи зарылись в песок, чтоб не испечься. (7)Ящерицы залезли на тамарисковый куст. (8)На вершине куста, на каждой веточке, сидят они неподвижно, подняли головки и тяжело дышат. (9)К вечеру жара спадает, вылезают из нор песчанки, свистят, перекликаются друг с другом, пустыня оживает. (10)Появляются быстроногие антилопы: они бегут за сотни километров к глубокому колодцу в пустыне. (11)Всю ночь они будут стоять вокруг колодца и дышать, дышать влажным воздухом, а к утру снова убегут в пески.

(12)Каждый день выезжает лесник Тилан засевать пески. (13)Саксаул пускает корни на много метров в стороны и в глубину. (14)Корни саксаула и тамариска закрепляют пески, не дают им передвигаться и засыпать оросительные каналы, сады и сёла.

(По Г.Я. Снегирёву)

Основная мысль текста:

Труд лесника Тилана не даёт пескам передвигаться и засыпать каналы, сады и сёла.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Труд лесника Тилана.
2. Жизнь обитателей пустыни.
3. Корни растений закрепляют пески.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Какие семена сеет лесник Тилан в пустыне?
Зачем лесник Тилан сеет семена в пустыне?
Почему ящерицы и змеи днём прячутся в песок?
Каким образом саксаул не даёт песку передвигаться?


Example
(1)Ко всему живому надо относиться бережно. (2)Как-то раз наш корабль шёл по Северному морю. (3)Куда ни глянешь, вокруг одни льды: белые, блестящие на солнце. (4)И вдруг на одной льдине я увидел два чёрных глаза.
(5)«Стой – кто-то за бортом!» – закричал я.

(6)Корабль замедлил ход и остановился. (7)Льдина была покрыта искрящимся снегом, а на нём лежал белёк – детёныш тюленя. (8)Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать. (9)Покормит детёныша молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине. (10)Положили мы белька на палубу и поплыли дальше.

(11)Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. (12)Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом: белёк молча плакал. (13)Матросы зашумели и сказали, что надо скорее вернуть его на ту льдину. (14)Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. (15)По водяной дорожке мы пришли на старое место. (16) Положили белька на снежное одеяло – он почти перестал плакать, а наш корабль поплыл дальше.

(По Г.Я. Снегирёву)

Основная мысль текста:

Ко всему живому надо относиться бережно.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Чёрные глаза на льдине.
2. Одинокий малыш-белёк.
3. Бельку хорошо только на льдине.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Кого нашли матросы на льдине?
Почему малыш-белёк был один?
Чем хотели матросы накормить белька?
Что сделали матросы, чтобы белёк не плакал?

Example
(1)В отлив море ушло, и на берегу осталось много лужиц. (2)Сел я около большой лужи караулить: некоторые рыбы не успевают в море уплыть, притаятся на дне и ждут прилива. (3)В луже было темно и ничего не видно.
(4)Я уже хотел уходить, и тут тёмную воду прорезал солнечный луч. (5)И затолклись, заплясали в этом луче не то мошки, не то пылинки. (6)Это была стайка совсем маленьких рыбок – мальков.

(7)Мальки ловили водяных блох, а некоторые просто так плавали. (8)Для них эта лужа – целое море. (9)Сорвал я прутик и хотел прогнать мальков, и вдруг – я даже не заметил откуда – выскочила рыбёшка. (10)Сама с мизинец, на спине у неё острые колючки торчат, и ну трепать мой прутик. (11)То с одной стороны заплывёт, колючкой его уколет, то куснёт ртом, а у самой от злости глаза горят синими огоньками. (12)Растрепала весь прутик, стал он похож на кисточку для клея, а сама спряталась под камень и оттуда смотрит, помахивает плавничками – попробуй мальков тронь!

(13)Мальков ловить я не стал, а то колюшка всю руку исколет. (14)Она и большой трески не боится, бросается в драку: колюшка – храбрюшка.

(По Г.Я. Снегирёву)

Основная мысль текста:

Колюшка – отважная рыбка, она и большой трески не боится, бросается в драку, защищает мальков.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Стайка мальков в луже.
2. Защитница мальков.
3. Храбрая колюшка.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Что делали мальки в луже?
Кто стал защищать мальков?
Какое оружие есть у рыбки-колюшки?
Какую рыбу колюшка не боится?

Example
(1)Сто лет назад в одном из лесов страшный пожар уничтожил всю растительность. (2)Прошло двадцать лет, а гарь по-прежнему не зарастала. (3)И вдруг однажды весной из-под горелой земли начали пробиваться зелёные ростки.

(4)Местные жители удивлялись: что за таинственный волшебник произвёл эти посадки? (5)Лесоводы туда не заходили. (6)Птицы и звери покинули страшный лес в первый же день пожара. (7)Ближайшие леса находились на значительном расстоянии: значит, ветер тоже не мог занести на гарь семена. (8)Не могла это сделать и вода: рядом не было ни реки, ни ручья.

(9)Наконец выяснили: лес возродился из семян, зарытых в землю белками ещё до пожара! (10)Двадцать восемь лет таились в беличьих кладовых семена хвойного дерева, а когда наступило подходящее время, дали дружные всходы. (11)Секрет оказался простым: белки и другие грызуны запасают только самые отборные семена, иначе семена загниют и зверькам придётся голодать зимой. (12)С тех пор лесоводы постоянно обходят норы и кладовки белок, мышей и других неутомимых собирателей лесного добра. (13)Это самый надёжный способ для получения отборных семян, и запасливые грызуны людей никогда ещё не подводили.

(По Н. Осипову)

Основная мысль текста:

Запасливые грызуны помогают людям спасать леса.

==========================

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Страшный пожар в лесу.
2. Откуда посадки? / Загадка лесных посадок.
3. Запасливые грызуны — помощники людей. / Помощь грызунов.

==========================

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Что необычного случилось в лесу после пожара?
Кто оказался таинственным волшебником?
Как белки и мыши помогли возродить лес?
Почему семена не сгорели во время пожара?

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015