Информатика

Всё о сервере, форум!
Основы программирования
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ИНФОРМАТИКА: ЕГЭ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕСТЫ

Тексты сжатых изложений
 
Страницы:

Содержание заданий и решения
Example
(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова является Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества.

(4)Примерно три четверти произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Его герои музицируют, поют или слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. (6)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. (7)Для писателя важно, какую музыку предпочитают его персонажи, что они играют, поют и как они это делают. (8)Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки являются важнейшими качествами личности близких автору героев.

(9)Самым музыкальным произведением Тургенева по праву считается роман "Дворянское гнездо". (10)Музыкой, музыкальными сценами и образами буквально наполнено все произведение, которое вообще звучит как симфония о любви, красоте, редких мгновениях счастья. (11)Словесные описания музыкальных тем передают то, что невозможно объяснить словами, то, чем переполнена душа героев романа, то, что подтверждает их любовь друг к другу. (12) "...сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце, - читаем мы одно из самых пронзительных описаний музыки, - она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса".

(13)Однако невольно возникает вопрос: может, понимание музыки доступно лишь большим писателям? (14)Конечно, так выразительно описывать словами свои музыкальные впечатления могут настоящие мастера художественной речи, но более или менее четкие картины при слушании симфонии или фортепианной пьесы возникают у каждого из нас. (15)И психологи подтверждают это. (16)Они провели такой опыт. (17)Вызвали к роялю несколько человек, сыграли им мелодию песни Шуберта «Форель» и попросили рассказать о впечатлениях от музыки. (18)Все участники опыта приблизительно одинаково восприняли мелодию, словно повторяющую прихотливые переливы движущейся воды. (19)Им показалось, что они стоят возле ручья, осыпанные мелкими серебристыми брызгами. (20)Некоторым даже почудилось, что где-то щебечут птицы, поет девушка, полощущая белье. (21)Слушатели не знали содержания песни Шуберта, и все же они уловили общий характер музыки и рассказали о своих впечатлениях почти одними и теми же словами. (22)Музыка способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души, дать толчок к творческому воображению, помогает человеку понять свой внутренний мир и окружающую действительность. (23) Музыка лечит душу, придает силы и желание достойно и красиво жить.

(По И. Илонову)

Example
(1)В прекрасной пьесе Шварца «Снежная королева» тайный советник, мрачный господин, торгующий льдом, спрашивает сказочника, есть ли в доме дети. (2)А когда узнает, что есть, содрогается, потому что при звуках детского голоса лед самой черной души начинает таять. (3)Точно так же дом, в котором есть книги, отличается от тех домов, где их нет.

(4)Книги собраны, стоят на полках. (5)И вот тут-то начинается самое главное. (6)В дело вступает одна из самых благородных профессий, требующая терпения, любви к делу, силы души. (7)Конечно, эти черты необходимы для каждой профес¬сии. (8)Но дело, которому отдает свою жизнь библиотечный работник, потому и требует такой любви, такой самоотвержен¬ной преданности, что это очень скромное и, на первый взгляд, почти незаметное дело. (9)Известный русский писатель Валентин Каверин считал, что ему посчастливилось в жизни: он встречался с настоящими мастерами библиотечного дела, с полководцами библиотек, которые вели за собой дивизии и армии хорошо вооруженных книг и действовали на полях умственных битв талантливо и умело. (10)Это не случайное сравнение. (11)Для того чтобы стать одним из мастеров библиотечного дела, нужно не только любить книгу, не только знать ее, но знать и любить тех, в руки которых она попадает, проходя через твои руки. (12)Работа с книгой – это работа с людьми, а что может быть азартнее, увлекательнее и труднее? (13)Здесь и столкновения мнений, и выбор жизненной дороги, и направление умственных интересов, и воспитание воли. (14)Трудно переоценить значение этого оружия, если за него берутся любящие и умелые руки.

(15)Конечно, главный воспитатель человека – его жизненный опыт. (16)Но в это понятие нужно включать не только биографию «внешнюю», а и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги. (17)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда догадывается об этом. (18)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишен не менее важного события – со¬переживания и осмысления прочитанного. (19)А к книге надо относиться, как к жизни. (20)Ее надо читать собственными глазами, рассматривать и исследовать. (21)Нужно выискивать в ней точное знание и идти от книги к книге. (22)Ведь книга – это только дорога, но дорога, которая открывает мир! (23)Чтение – это и есть включение себя в мир, познание окружающего мира. (24)Все пригодится. (25)Причем пригодится вам, потому что вы и есть точка пересечения мира. (26)И это пересечение – ваша судьба, быть может, судьба вашего завтрашнего открытия.

(По В. Слонову)

Example
(1)Специалисты давно заметили, что у человека возникают большие трудности, когда он остается наедине с книгой. (2)Основная ошибка при чтении – это концентрация внимания только на содержании произведения, на развитии сюжета. (3)А ведь важно рассмотреть и то, как книга написана. (4)Если пройти мимо этого, то можно не увидеть ее художественных качеств. (5)Тогда теряется художественная ценность произведения, и вы лишаете себя наслаждения красотой. (6)Тогда появляется опасность не разглядеть хорошую, настоящую книгу, не отличить ее от подделки. (7)Ведь нечего греха таить, довольно часто слабые, примитивные произведения, предлагающие вниманию штампованных героев и штампованные ситуации, читают с бoльшим интересом, нежели настоящую книгу. (8)В таких искусственных произведениях вроде бы все как надо: события развиваются, герои переживают. (9)Но нет в них главного: чувства, мысли и красоты.

(10)А я считаю, что искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (11)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (12) «Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале»,– говорил великий немецкий писатель Гете. (13)Выходит, прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (14)А выбор этот велик. (15)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира …

(16)Стараясь больше читать, не глотайте книги, а стремитесь найти то самое главное, что автор хотел сказать именно вам. (17)Поэтому не бойтесь перечитывать книгу. (18)Это просто необходимо. (19)Думаю, что настоящим становится только второе про¬чтение художественного произведения. (20)Тогда восприятие каждой сцены читатель уверенно относит к целому, уже известному из первого чтения. (21)И обязательно к первому впечатлению прибавляется новое, появляются новые мысли, новый взгляд на вещи.

(22)Настоящий читатель должен научиться обращаться с книгой как с самым умным собеседником. ()Не бойтесь спрашивать у книг. (23)Ведь они знают больше самого образованного человека. (24)Кроме того, они ничего не могут забыть или перепутать, они могут помочь даже тогда, когда вам не хочется или вы не можете задать вопрос родителям или учителям. (25)Бывает и такое. (26)Задавать вопросы книге и получать от нее исчерпывающие ответы особенно важно в том возрасте, когда человек хочет до всего дойти сам. (27)И здесь важно иметь такого друга, который научил бы вас думать, анализировать окружающую жизнь, чувствовать людей и помогать им.

(По В. Пекелису)


Example
(1)Она бесцветна, прозрачна. (2)Она настолько незаметна и привычна, что мы по-настоящему осознаём её роль в нашей жизни только тогда, когда испытываем в ней недостаток. (3) Она источник жизни, потому что жизнь на Земле, как известно, вышла из моря, она наш помощник.

(4)О каком чуде природы мы говорим? (5) Об обыкновенной воде…

(6)Тысячи лет может пролежать в сухой земле зерно, но придет вода - и зерно прорастет. (7)Безжизненны и страшны пустынные степи, но стоит провести воду - они превращаются в сад. (8)Так и не добравшись до новых земель, измученные жаждой мореплаватели сворачивали назад, но будь у них пресная вода - на карте стало бы одним "белым пятном" меньше.
(9)С приходом воды появляется жизнь. (10) Пропала вода - и жизнь превратилась в мираж, а потом и вовсе остановилась. (11)Подарив людям воду, природа дала нам в руки колоссальное богатство. (12)Что по сравнению с ним клады и сокровища, за которыми охотились пираты! (13)Представь себе, что моря и реки высохли до дна и все сокровища, которые море таило от человека, предстали перед тобой. (14)Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги всех времен и народов - всё принадлежит тебе. (15)Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. (16)Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных сокровищ.

(17)Ты понимаешь, каким богатством владеешь? (18)Тогда научись защищать воду, потому что над ней нависла угроза - загрязнение. (19)Заводы и фабрики зачастую отравляют сточными водами реки. (20)Меняется цвет реки, на её поверхности появляются масляные пятна - первые симптомы заболевания. (21) Если не принять срочных мер, река умрёт. (22)А вместе с ней умрёт целый мир существ, обитавших в ней и подле нее. (23) По-моему, нужно хорошо понимать: когда река болеет, её вода из эликсира жизни превращается в эликсир смерти.

(24)Могут ли сбыться мрачные предсказания писателей-фантастов? (25)Конечно, да, если ты будешь, безразличен к воде! (26)Безусловно, нет, если ты защитишь воду!

(По А. Чапковскому)

Example
Мать родилась в сибирской деревне. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.
Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.
– Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, - говорила она. - Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?

А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудо действенно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

(По Е. Н. Пермитину)

Example
(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2)А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) А в ней было написано: с 9 до 11.30 утра - любование.
(4)Так вот–любование. (5)В этом весь секрет постижения красоты. (6)Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше – это одно. (7)Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. (8)Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, равно как на огонь или на водопад. (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(10)Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез,- у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!»

(12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13)Любоваться. (14)Созерцать, исцеляя душу. (15)Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от зуда движения, так тебя и будет подмывать двинуться дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17)Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и проносит радость.

(По В. Солоухину)

Страницы:
 
При копировании материала с сайта активная ссылка обязательна!
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015